Неужели наблюдение за тем, как происходит чайная церемония в Японии, поможет постигнуть философию существования целой культуры на протяжении эпох? Трудно сказать.
Возможно, этот рассказ станет поводом задуматься о суетности, определенной пустоте жизни при кажущейся важности, необходимости, незаменимости нас в ней.
Читать дальше можно из простого любопытства, а можно попытаться понять, как сумели выстоять в Японии после атомных взрывов, что в национальной культуре народа не позволило ему заниматься мародерством во время цунами.
Путь на японскую церемонию
Японская церемония чаепития будет ждать за массивными распахнутыми деревянными воротами. Здесь никто не встретит гостей. Не стоит обижаться, в Японии это говорит не об отсутствии уважения к приглашенным, а о том, что их ждут.
Церемония начнется уже на дорожке (родзи), которую японцы обязательно мостят камнем. Она идет через сад.
Родзи буквально переводится как земля, покрытая росой. Название пришло со времен Мурата Дзюко – одного из первых мастеров чайной церемонии. Чтобы его ученик сегун Асикаги на пути к чайному домику не замочил низ своих длинных одеяний, путь выстилали бумагой.
Первой остановкой будет дом-прихожая, где можно оставить личные вещи, привести себя в порядок, сменить обувь. Затем каменистый путь приведет к месту общего сбора гостей. Идти стоит медленно. Японская философия отдыха не допускает спешки вообще, но главное – в саду будет обязательно на что посмотреть.
Японский сад
Сад в Японии (тянива) – настоящее произведение искусства, призванное создать настроение отрешенности. Для его возведения выбирается естественный уступ в скале или создается искусственный горный склон. В природный пейзаж как можно гармоничнее вписываются камни, покрытые старым мхом, бамбук, кипарис, кустарники, цветы.
Задача садовника – сымитировать природную естественность. Церемония требует соблюдения гармонии во всем. Каждое растение, композиция имеют смысл, хорошо понятный любому жителю этой страны.
Создать сад – значит, устроить его так, чтобы защитить гостей от палящих лучей днем и дать немного света ночью. Это делается при помощи старинных фонарей.
Все, что встретится за воротами, будет подчинено принципу «ваби» – простота, естественность.
Ему стали следовать при проведении чайного ритуала со времен Мурата Дзюко (Сюко). Он был противником неестественной пышности чайных турниров, устраиваемых богатыми самураями, которые переняли у монахов обычай пить чай. Бедные японцы поддержали Сюко: им не по карману были драгоценная посуда и дворцы, обтянутые золотой фольгой. Но главное достижение мастера заключается в том, что он наполнил церемонии идеей, философией.
Проблемы, которые не удалось усилием воли оставить за воротами, должны забыться в саду во время прогулки по дорожке Она символизирует отрешение от повседневности, неприятностей, тревог.
Гость приходит в домик сбора гостей настроенным на постижение истины и красоты. Все должны собраться за 15-20 минут до начала церемонии, чтобы выбрать почетного гостя (секяку).
Очень важные мелочи
Японская традиция совместного чаепития обычно предполагает не более пяти приглашенных. Хозяин очень тщательно подходит к отбору людей, которые примут участие в церемонии. Именной список будет зависеть от повода и времени проведения.
Японская церемония может состояться:
- ночью (с 12 до 4 часов утра);
- на восходе солнца (с 3-4 часов);
- утром (с 6 часов);
- после обеда (с 13 часов).
В Японии есть также специальная чайная церемония. Время ее проведения определяется особо, т.к. оно связано с необычными причинами:
- праздники;
- особые события;
- встречи друзей.
В прежние времена специальная чайная церемония могла стать своеобразной подготовкой к сражению, ритуальному самоубийству. Главной целью чаепития становилась моральная поддержка, утверждение душевных сил человека, ради которого эта церемония проводилась. Поэтому выбирали мастера очень тщательно, такой человек должен был обладать особыми личностными качествами.
В конце дорожки, у колодца, всех встречает хозяин, сдержанно. кратко приветствует. Японская традиция требует тишины. Далее совершается обряд омовения, этапы которого следует строго соблюдать:
- зачерпнуть ковшиком воду;
- омыть руки и лицо;
- сполоснуть рот;
- омыть ручку ковшика;
- передать его другому гостю.
- Эти действия – символ чистоты тела и духа.
Чайный домик
И только сейчас гость готов переступить порог чайного домика (тясицу), который также непременно должен соответствовать «ваби», т.е. не содержать ничего, что может намекать на роскошь.
Мурата Дзюко устраивал Японские церемонии во дворце сегуна Асикаги в простой комнате, чтобы проводить их в полной тишине, в окружении самых простых вещей. Его последователь Дзео Такэно решил использовать для этих целей чайный домик – крестьянский дом, покрытый соломой.
Принципиальных изменений чайные домики в Японии не претерпели и сейчас. Это комната с нешироким и низким (около 90 см) входом. Чтобы войти, надо сильно наклониться, т.е. оказать уважение хозяину и гостям. Церемония требует обязательной почтительности.
Раньше такой вход смирял и людей, занимающих высокое положение, и горделивых самураев: длинные мечи не позволяли пройти в помещение. Оружие оставляли в саду вместе с заботами, а главное, заносчивостью. К тому же для самурая чайная церемония могла начаться только тогда, когда в руках у него был веер.
Удивительно, но окна в таком домике вырезаются высоко, чтобы только давать необходимый свет и не отвлекать от действа. Иногда, по решению чайного мастера, раздвигаются створки дверей, для возможности насладиться видами сада.
Отделка и обстановка аскетичны. Стены обмазаны глиной, отражая свет из окон, она его глушит.
На полу – татами или циновки. Самая важная часть комнаты – ниша (токонома). Она находится напротив входа. Туда сразу подходят участники чайной церемонии, чтобы прочитать изречение, которое специально подобрал мастер для этого случая. В углублении могут находиться также портрет старого мастера, курительница с благовониями, цветы, ветки растений.
Центральное место отведено встроенному очагу или переносной жаровне (бинкакэ), там к приходу гостей горит огонь. Стол заменяет циновка. Хозяин садится лицом к гостям. Гости снимают обувь и проходят.
Процесс церемонии
Пока согревается вода в медном или чугунном чайнике, угощаются легкой закуской (кайсэки), которая призвана не столько утолить голод, сколько порадовать глаз. Затем выходят в сад, чтобы пройтись, побеседовать и настроиться на совместное чаепитие.
Хозяин заменяет изречение в нише на композицию (тябано), сочетающую в себе совсем не подходящие, на первый взгляд, вещи: например, грубую ветку дерева и нежный цветок, которые символизируют единство контрастов. Хороший повод задуматься о гармонии, совместимости несовместимого, праве каждого на жизнь и свое место в ней.
Когда всех снова пригласят, чайный мастер омоет посуду и вытрет льняной или шелковой салфеткой, хотя все было идеально чистым, но не начищенным, как это принято у европейцев.
Затем разотрет в порошок зеленый чай, взятый ложкой из простой деревянной шкатулки, зальет горячей водой в чаше для общего чаепития и взобьет до образования пены бамбуковым венчиком, еще раз разведет до нужной густоты.
Все происходит в полной тишине, которую нарушают только звуки растираемого чая, взбиваемой пены, постукивающей посуды. Это своего рода медитация.
Все делается четко, каждое движение, отточенное годами, производится под пристальным наблюдением собравшихся.
И вот чаша с поклоном передается почетному гостю, который берет ее правой рукой, узором к себе, но ставит на левую ладонь, повернув его к хозяину, чтобы не притрагиваться губами к этой части. Так чаша обойдет каждого. Никто не забудет вытирать салфетками те места на посуде, к которым прикасались губами во время чаепития. Последний, кто отведал чая, вернет ее хозяину.
Затем пустая чаша пойдет еще раз по кругу, чтобы каждый мог оценить рисунок, форму, материал. Посуда в церемонии играет очень важную роль, это своеобразная презентация вкуса, знаний о традициях хозяина дома.
Чай из общей чашки символизирует почтительность, равноправие и уважение. А чаепитие из отдельных чашек – время бесед на тему написанного в свитке, вкуса чая, красоты посуды. Подаются сладости (омогаси). Чай более легкий и нежный.
Завершается чайная церемония предложением ответить на вопросы. Затем мастер извиняется и выходит из чайного домика – это знак, что церемония закончилась. Гости кланяются хозяину, который стоит у двери, и уходят из домика, где прошла церемония.
То, что останется в памяти
После ухода участников церемонии хозяин еще раз все осмыслит, ведь это событие – очередная презентация зрелости его ума, такта, мастерства.
Затем он тщательно уберет домик, чтобы не осталось никаких следов: они должны быть только в душе.
Презентация чаепития для туристов, которая проводится в Японии, сохраняет основные этапы традиционных обрядов, но проходит в сокращенном варианте.
Таким образом, японская чайная церемония – это своеобразный спектакль, где каждый играет свою роль. И как в любом спектакле, и зрители, и участники в отточенных, заученных движениях и словах видят глубокий смысл, некую идею, получают эстетическое наслаждение, на какой-то миг улавливают истинное предназначение жизни.
Так может быть, в частом употреблении духовной пищи и заключается японская тайна?